Здание мельницы и дом ее первых владельцев, расположенный поблизости, стоят как и прежде, а в сочетании с удивительным ландшафтом местности все это производит весьма сильное впечатление. Специально для нее на реке Миасс был насыпан порог, и часть воды по искусственному каналу пустили под Харлушевскую гору, туда, где построили мельницу. Порог сохранился на реке до наших дней, канал пересох, и теперь мельница стоит практически в километре от Миасса.
У мельницы сохранился каменный фундамент, уходящий на восемь метров под землю, где располагался ее механизм, два деревянных этажа и чердак. Размеры основания мельницы — 8,5 на 8,5 метра. История мельницы в Харлушах тесно связана с другой мельницей, находившейся между деревней Харлуши и деревней Алишева (вверх по течению реки Миасс). Там была небольшая деревушка Малюки (в переводе с украинского «малюк» значит «малыш»).
В начале XX века ими владели два брата Маршаловы. Мельница в Малюках принадлежала Петру, а в Харлушах — его брату (имя его установить не удалось). Оба брата были женаты, и после их смерти мельницами стали владеть жены.
В Малюках — Елена Федоровна Маршалова (в девичестве Мякишева), а в Харлушах — Елена Дмитриевна. Елене Федоровне в руководстве активно помогал и фактически управлял хозяйством ее отец Федор Лаврентьевич Мякишев, а Елене Дмитриевне — ее сыновья, которых у нее было четверо.
В 1923 году, уже после смерти Петра Маршалова, мельница в Малюках сгорела, и Федор Лаврентьевич построил новую.
Но после начала коллективизации о частной собственности можно было забыть. В 1930-м семьи Мякишевых и Маршаловых были раскулачены. В том же году мельница в Харлушах тоже сгорела (вероятно, была подожжена), остался лишь каменный фундамент.
Поскольку Харлуши в то время были самым большим по численности населенным пунктом в округе (1457 жителей), из малочисленных Малюков мельницу перенесли туда, поставив ее на старый сохранившийся фундамент.
С 1930-х годов начинается новый этап в истории харлушевской мельницы.
На ней по-прежнему стояло водяное колесо. Деревня Малюки стала приходить в упадок. В другой близлежащей деревне — Костыли — мельница была взорвана во время Гражданской войны, и харлушевская оставалась единственной в округе, куда везли зерно из близлежащих деревень.
С 1930-х мельница оказалась в подчинении у крупозавода № 11, нынешнего КХП имени Григоровича. В 1950-х водяное колесо на ней сменил электрический двигатель, а в 1978-м мельница была закрыта. И теперь в ее стенах располагается летняя база отдыха работников КХП.
Отдельная история об особняке владельцев харлушевской мельницы, так называемом доме Маршаловых.
В начале XX века старшим сыном Елены Дмитриевны Маршаловой Константином был построен дом, который и поныне отличается, без преувеличения, статью и красотой. И дело здесь отнюдь не в размерах архитектурного сооружения, хотя дом весьма большой, особенно по тем временам: в нем около шести комнат. Но главное — по прошествии ста лет он ничуть не обветшал. Прекрасно сохранились резные наличники. За домом находится каменный сарай. Во всем видна хозяйственность и основательность людей той поры.