Мельница Гулиева в Ставрополе представляет собой редкий образец промышленной архитектуры начала двадцатого века.
«Самая продвинутая, производительная, дорогая» – так охарактеризовал мельницу директор Ставропольского государственного историко-культурного и природно-ладшафтного музея заповедника имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве Николай Охонько. Именно такой она и была до революции.
В 1902 году с южной стороны Ярмарочной площади Ставрополя майкопским купцом Иваном Барановым была построена паровая вальцовая мельница.
Вскоре ее покупает промышленник-миллионер, основатель «Кавказского Акционерного Общества» Ага Балы Гулиев. Он полностью перестраивает Барановскую мельницу. В 1914 году Гулиев по проекту инженера Савицкого возводит железобетонный элеватор на 8000 тонн зерна, куда были подведены железнодорожные пути. По свидетельствам современников, мельница была построена «по последнему слову техники». Примечательно, что создал ее архитектор, работающий и над Андреевским собором. А еще мельница служила горожанам часами, которые в ту пору имелись далеко не в каждом доме. В определенное время, трижды в сутки, с мельницы подавали громкий гудок. Общая стоимость новой мельницы оценивалась в 351 950 рублей серебром, по тем временам сумма значительная.
Предприятие процветало. Благодаря этому мукомольная слава Ставрополя ширилась. Важную роль в быстром прогрессе сыграло развитие железнодорожного сообщения в губернском Ставрополе. Ж/д вокзал и расположенная по соседству продовольственная ярмарка, сыграли роль в развитии региона.
Гулиевская мельница вошла в историю города и своим паровым гудком, доставленным из Германии. При отсутствии у большинства жителей часов мощный гудок в 6 часов утра и вечера, а также в полвторого и два часа дня, выполнял функцию городских башенных часов.